ГБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида Дзержинск»

Лексическая тема: "Игрушки"

Тема « Игрушки» понятна и близка детям. Чтобы разговор получился не только приятным, но и полезным предлагаю несколько расширить рамки и поговорить с детьми о  том,  из чего могут быть сделаны игрушки, рассказать и показать какими были игрушки много лет назад, какая игрушка считается символом России. Вот примерное содержание того, что будет понятно и интересно узнать детям про игрушки.

Игрушки появились очень давно. И  они не всегда были такие как сегодня. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. В старину изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала из кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла и уже значительно позже в ход пошла резина, пластмасса и другие материалы. Первыми игрушками ребенка были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. Сейчас это называется погремушка. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Именно кукла является самой древней игрушкой человечества . первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы. Причем куклами играли не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет. Очень распространена была кукла Столбушка, выпиленная из березового полена. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, поэтому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок. Постепенно игрушки становились все более разнообразными. Теперь дети играли уже не только традиционными куклами. А что это за новые куколки предложите  отгадать:

Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки? ……

Да, начинали появляться матрешки. Матрешка- уникальная игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром.  Матрешка имеет удивительную историю. Вот она перед вами- русская матрешка. А вот они « подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы. Первую матрешку сделали в Москве более ста лет назад. Однажды русские мастера по дереву увидели деревянную фигурку лысого старичка – Фукуруму из Японии. Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок. Игрушка всем понравилась и русские мастера  решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и в сарафане с черным петухом в руках. Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем Дуняша, Маняша,  Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки называться Матрешками.

Можно прочитать и выучить короткое стихотворение с движениями пальчиков:

 Мы — красавицы матрешки,

Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,

Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша,

правой руке, начиная с большого.

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.

Разжимают кулачки 2 раза.

 

Кроме этого, можно поиграть в простые, но полезные игры на развитие внимания, памяти и мышления. Предлагаю несколько таких игр

Например, игра на зрительное внимание, память - «Что изменилось?»

Перед ребенком 5-7 лет можно поставить до 7-8 различных игрушек или предметных картинок. Их необходимо рассмотреть, посчитать, причем при счете можно решать разные задачи-закрепление количественного и порядкового счета, согласование существительных с числительными в роде и падеже, закрепить понимание и самостоятельное использование в речи пространственных наречий « рядом», около», «между», « посередине», « справа», « слева».. После этого ребенку можно предложить поиграть с игрушками в прятки-он закрывает глаза, а Вы в это время убираете одну игрушку, или переставляете местами, или добавляете одну новую. Ребенок должен заметить и исправить ошибку. Кстати, предложите ребенку роль ведущего, для мотивации можно нарочито допускать ошибки с Вашей стороны.

 

Игровое упражнение « Кто больше назовет ». Взрослый и ребенок по очереди называют игрушки. Для наглядности, называя игрушку, можно откладывать фишку, а потом пересчитать и выбрать победителя. Усложненный вариант-называть все перечисленные, добавляя каждые раз вновь названные слова: например- « кукла », «кукла, мяч», «кукла, мяч, машинка…Это отлично развивает внимание и память!

 

Всем хорошо знакомая игра « 4-лишний». Предлагаю усложненный вариант- исключать лишний предмет на основе признака «качества»-мягкий, тяжелый, деревянный, пластмассовый, бумажный..; гендерного признака - « посудка для куклы», « кукла», «железная дорога» и «кукольная коляска»…

Здесь Ваша фантазия и желание работают на пользу вашего ребенка. Всем удачи и до скорой встречи!

 

Светлана Юсуповна

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения